Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические аспекты рентабельности активов предприятия 5
1.2 Экономическая сущность рентабельности активов предприятия 8
1.3 Основные факторы и пути повышения рентабельности активов предприятия 10
2 Анализ рентабельности активов АО «НПП «ФАЗА» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 15
2.3 Факторный анализ показателей рентабельности активов АО «НПП «ФАЗА» 22
3 Пути повышения рентабельности активов АО «НПП «ФАЗА» 27
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 1 34
Приложение 2 36
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время с переходом экономики на рыночные отношения возрастает самостоятельность компаний, их экономическая и юридическая ответственность. Важность финансовой устойчивости для хозяйствующих субъектов стремительно возрастает. Все это значительно повышает роль анализа их материального положения: наличия, вложения и использования денежных средств.
В рыночной экономике особое место занимает предприниматель, способный выполнять чрезвычайно важную функцию в бизнесе - «извлекать прибыль».
Финансовый менеджмент как наука финансового менеджмента направлен на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта. В рыночной экономике централизованно налагаемые ограничения в значительной степени сняты, и эффективное управление направлено на максимальное использование ресурсного потенциала предприятия.
В этой ситуации быстро возрастает важность эффективного управления финансовыми ресурсами. Финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников зависит от того, насколько эффективно они будут преобразованы в основной и оборотный капитал и средство стимулирования рабочей силы. Финансовые ресурсы в этих условиях имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, который может быть непосредственно преобразован в любой другой вид ресурсов с минимальной задержкой.
Размер прибыли и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты деятельности предприятия. Чем выше сумма прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее работает предприятие и устойчивее его финансовое положение. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач любого направления бизнеса.
Цель курсовой работы – расчет, анализ и оценка рентабельности активов предприятия.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов рентабельности активов предприятия;
- проведение анализа рентабельности активов предприятия;
- определение путей повышения рентабельности активов предприятия.
Объект курсовой работы – Акционерное общество «Научно-производственное предприятия «ФАЗА» (АО «НПП «ФАЗА»).
Предмет курсовой работы – рентабельность активов АО «НПП «ФАЗА».
При написании курсовой работы использовались методы статистического, системного и финансового анализа, диалектический метод, метод сравнений и аналогий, метод экспертных оценок, метод обобщений, а также графический инструментарий.
Методологической основой для написания курсовой работы послужили законы и нормативные акты по организации финансирования деятельности предприятий в Российской Федерации, научные труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам анализа рентабельности предприятия.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическое содержание активов предприятия
Для того чтобы заниматься хозяйственной деятельностью, каждое предприятие должно иметь определенные активы, находящиеся в собственности на праве собственности. Все типы этих активов вместе известны как бизнес-активы.
Деловые активы – это активы компании, имеющие денежную оценку и отраженные в бухгалтерском балансе.
Активы отражают в стоимости все материальные, нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности организации, а также имущественные права, связанные с составом, размещением или инвестированием.
Активы – это экономические ресурсы компании в виде совокупной стоимости земли, используемые в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. [14].
Активы компании разделены по множеству классификационных признаков, основные из которых с точки зрения финансового управления:
1. Форма эксплуатации товара. Исходя из этого, различают следующие виды:
а) Материальные активы характеризуют активы предприятия, имеющие реальную (материальную) форму. В состав основных средств предприятия входят: основные средства; производственные запасы сырья и полуфабрикатов; запасы готовой продукции, предназначенной для реализации, и другие виды материальных основных средств.
б) Нематериальные активы характеризуют активы предприятия, не имеющие реальной формы, но участвующие в хозяйственной деятельности и приносящие прибыль. К данному виду хозяйственной деятельности относятся: приобретаемые предприятием права на использование определенных природных ресурсов; патентные права на использование изобретений; бренд; права на использование программных продуктов для ЭВМ и другие подобные виды имущества компании.
c) Финансовые активы характеризуют различные финансовые инструменты, которыми владеет или владеет организация.
2. Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов. Исходя из этого, активы компании делятся на следующие виды:
а) Текущие активы (оборотные). Они характеризуют совокупность собственных стоимостей предприятия, которые удовлетворяют текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляются в течение производственно-коммерческого цикла. В составе оборотных (оборотных) активов предприятия выделяют следующие элементы: производственные запасы сырья и полуфабрикатов; объем незавершенной работы; запасы готовой продукции, предназначенной для продажи; кредиты; денежные средства в национальной валюте; денежные средства в иностранной валюте; краткосрочные финансовые вложения; Будущие расходы.
6) Внеоборотные активы. Они характеризуют совокупность стоимостей недвижимого имущества предприятия, которые многократно участвуют в процессе хозяйственной деятельности и передают потребительную стоимость на продукцию по частям. В состав внеоборотных активов компании входят следующие виды; активный постоянный; нематериальные активы; текущие инвестиции в акционерный капитал; оборудование, предназначенное для установки; долгосрочные финансовые вложения и другие виды внеоборотных активов.
3. Сервисный характер отдельных видов бизнеса. Исходя из этого, различают следующие виды активов компании:
а) Оборотные активы. Они представляют собой совокупность стоимостей недвижимого имущества, используемых непосредственно в производственной и коммерческой (эксплуатационной) деятельности предприятия с оперативной цепочкой получения прибыли. В состав операционных активов предприятия входят: основные производственные фонды; нематериальные активы, обслуживающие операционный процесс; оборотные активы (их общая сумма за вычетом краткосрочных финансовых вложений).
б) Основные средства. Они характеризуют все значения стоимости недвижимости компании, связанные с осуществлением ее инвестиционной деятельности. [2].
4. Источник происхождения. По этому признаку активы компании делятся на следующие виды:
а) брутто;
б) чистый.
5. Собственность. По этому признаку активы компании делятся на следующие виды:
а) собственный;
б) арендованные (лизинг).
6. Степень беглости. По этому признаку активы компании делятся на следующие виды:
а) абсолютно ликвидные (финансовые активы компании);
б) высоколиквидные (краткосрочные депозиты, краткосрочная дебиторская задолженность);
в) средняя ликвидность (запасы готовой продукции, дебиторская задолженность);
г) неликвидные (основные, долгосрочные финансовые активы
вложения);
д) неликвидные (безнадежные долги, убытки).
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность каждой бизнес-единицы может быть обеспечена только за счет эффективного управления движением активов компании.
Есть в основном три типа активов:
1) Оборотные активы, которые состоят из денежного капитала и средств, которые могут быть быстро обращены в наличные деньги; Деньги на руки; банковские депозиты; депозиты, чеки, страховые полисы; инвестирование в ценные бумаги и др.;
2) основные средства, используемые предприятием для производства товаров и услуг: здания, сооружения, смонтированное и демонтированное производственное оборудование; Движимое имущество непроизводственного назначения; Запасы сырья, топлива и полуфабрикатов (на складах, в цехах и на улице), готовой продукции; арендованная земля; аффилированные, дочерние и другие компании, принадлежащие Компании;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: уч.- метод. пособие / М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 248 с.
2. Барышников, Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение: / Н.П. Барышников — Т.2 – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2019. — 400 с.
3. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности / Л.А. Бернстайн -М.: Финансы и статистика, 2019. – 184 с.
4. Бляхман, Л.В Предпринимательство в России. Экономика и организация. / Л.В. Бляхман — СПб, СПб ГУ, 2019. – 384с.
5. Бородина, Е.И. Финансы предприятий: учебное пособие / Е.И. Бородина — Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020. — 300с.
6. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии [Текст]: учебник / М.И. Бухалков. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2019, — 421 с. – (Высшее образование).
7. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет в торговых организациях: учебное пособие / М.А. Вахрушина — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2019.-423с.
8. Гибало Н.П., Свиридов Н.Н., Скаржинский М.И., Чекмарев В.В. Институты и экономические отношения: монография. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2019. – С. 174.
9. Доугерти К.Ф Экономика торговли: Учебник. 2-е изд. / К.Ф. Доугерти Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 270 с.
10. Каверина, О.Д. Финансовый менеджмент в торговле / О.Д. Каверина — М.: «Финансы и статистика», 2019.-347с.
11. Каменская, Е.А. Проблема риска и управления им / Е.А. Каменская // Стратегическое управление инновационным развитием экономики России: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск №9 (26 декабря 2012 г., г. Санкт — Петербург). – СПб. 2019. – с.417-418.
12. Каменская, Е.А. Подходы к классификации рисков / Каменская Е.А. // Роль молодых ученых в развитии науки: сборник материалов II международной научно-практической конференции (2019 г., г. Великие Луки): — Великие Луки, 2019. – с.151-154.
13. Кибанов, А.Я., Захаров А.Я. Формирование системы управления прибылью: учебное пособие / А.Я. Кибанов. — М., ГАУ, 2019. -71с.
14. Кибанов, А.Я. Финансовый менеджмент в промышленности: учебное пособие / А.Я. Кибанов — М., ГАУ, 2019. -130с.
15. Курова Г.М. Институционализация конкурентоспособности, партнерства и качества // Золотые научные страницы. – 2019. – №1. – С. 130–132.
16. Курова Г.М. Рентабельность экономических организаций и уровень развития партнерства // Российское предпринимательство. — 2019. — № 8 Вып. 1 (189). — c. 69-74
17. Лад Джжеймс. Практический менеджмент: Секреты современного бизнеса/ перевод с англ. / Д.Лад — М. ЮНИТИ, 2018. — 382с.
18. Матронина, А.Г. Менеджмент: теоретический аспект: учебное пособие / А.Г. Матронина, И.Н. Биктагирова, Е.А. Баканов, Н.В. Грищенко, О.А. Исупова, Ю.Н. Клещевский, Т.М. Костина, Т.Ю. Осипова, О.Л. Табашникова [под общей редакцией Ю.Н. Клещевского, И.Н. Биктагировой]. – М.: Издательство Российского гос. торгово-экономического университета, 2018. — 372 с.
19. Мау А. В поисках планомерности: из истории развития советской экономической мысли конца 30-х – начала 60-х годов. М., 2019. 160 с.
20. Медведев В.А. Социалистическое производство. М., 2019. 326 c.
21. Медведев А.Ю. Социальное партнерство как фактор повышения конкурентоспособности предприятий горно-металлургического комплекса: Дис. …канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2018. – 147 с.
22. Носова, Е.А. Анализ финансового состояния предприятий торговли. Е.А. Носова — Центр экономических и финансовых исследований (ЦЭФИР). М: ИНФРА 2018 – 268с.